Тематический план
- Общее
- Тема 1.1. Введение
Тема 1.1. Введение
Предмет физиологии и биохимии. Методы физиологии. Исторические сведения о развитии физиологии. Значение физиологии и биохимии в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта. Основные понятия физиологии и биохимии: жизнь, обмен веществ, гомеостаз, организм, функции организма, нервные и гуморальная регуляция.
Практические работы
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дополнительные материалы
*******************************************************************************************
- Тема 1.2. Общие свойства возбудимых тканей.
Тема 1.2. Общие свойства возбудимых тканей.
Понятие о возбудимых тканях. Свойства возбудимых тканей: раздражимость, возбудимость, лабильность, проводимость. Потенциал покоя и потенциал действия. Понятия о синапсах и медиаторах. Химическая природа медиаторов.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практические работы
*************************************************************************************
Промежуточный тест по теме
- Тема 1.3. Центральная нервная система
Тема 1.3. Центральная нервная система
Функции центральной нервной системы. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Виды и функции нейронов. Возбуждающие и тормозящие синапсы. Торможение в центральной нервной системе. Его виды и значение.Нервные центры и их свойства. Механизм деятельности центральной нервной системы. Рефлекс, рефлекторный путь. Принципы рефлекторной деятельности. Классификация рефлексов.Функции спинного мозга, ствола спинного мозга. Ориентировочные, выпрямительные и статокинетические рефлексы. Роль мозжечка в координации движений.Функции коры больших полушарий. Значение сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Кора как орган психической деятельности.Функции симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практические работы
**********
***************
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Самостоятельные работы
- Тема 1.4. Высшая нервная деятельность
Тема 1.4. Высшая нервная деятельность
Понятие ВНД. Формы ее проявления. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах. Механизм и условия образования условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Динамический стереотип. Типы высшей нервной деятельности. I и II сигнальные системы мозга
Теоретический материал
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практические работы
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Самостоятельные работы
- Тема 1.5. Сенсорные системы.
Тема 1.5. Сенсорные системы.
Общий план строения, физиологические свойства и значение сенсорных систем. Классификация рецепторов.Физиологическая характеристика зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной сенсорных систем. Виды кожной чувствительностиРоль сенсорных систем в управлении движениямиТеоретический материал
Сделать краткие записи в тетради по общей характеристике сенсорных систем
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Практические работы
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Самостоятельные работы
******************************************************************************************
- Тема 1.6. Физиология нервно-мышечного аппарата
Тема 1.6. Физиология нервно-мышечного аппарата
Химический состав и физиологические свойства мышечных волокон. Виды нервных волокон. Двигательные единицы и их типы.Передача возбуждения в нервно-мышечном синапсе. Механизм и виды мышечного сокращения (одиночное и тетаническое). Химизм мышечного сокращения и теплообразование в мышце. Режимы мышечной деятельности (изотонический, изометрический, смешанный).Сила мышцы. Факторы, влияющие на проявление максимальной силы. Работа мышцы. Понятие о коэффициенте полезного действия (КПД).Свойства гладких мышц.**********************************************************************************************************
Самостоятельные работы
- Тема 2.1. Физиология желез внутренней секреции
Тема 2.1. Физиология желез внутренней секреции
Общая характеристика желез внутренней секреции; их значение. Понятие о гормонах. Химический состав и физиологические свойства гормонов. Надпочечники: гормоны коркового и мозгового слоев. Понятие о стрессе. Щитовидная железа, ее гормоны и их роль в адаптации организма к изменениям окружающей среды.Секреторная деятельность поджелудочной и половых желез. Функции гипофиза. Значение гормонов, выделяемых различными отделами гипофиза. Роль желез внутренней секреции при мышечной деятельностиСамостоятельные работы
- Тема 2.2. Физиология и биохимия крови.
Тема 2.2. Физиология и биохимия крови.
Понятие о системе крови. Характеристики крови, как внутренней среды организма. Состав, количество, депо крови. Форменные элементы крови. Эритроциты. Гемоглобин, его функции и содержание в крови. Лейкоциты и их функции. Роль лейкоцитов в обеспечении иммунитета.Тромбоциты: их роль в свертывании крови. Плазма крови. Биохимический состав и физико-химические свойства плазмы. Изменения в крови при мышечной деятельности.__________________________________________________________
Теоеретический материал
___________________________________________________________
Практические работы
************************************************************************************************
Самостоятельная работа
- Тема 2.3. Кровообращение.
Тема 2.3. Кровообращение.
Значение кровообращения для жизнедеятельности организма. Деятельность сердца. Роль клапанов. Фазы работы сердца. Физиологические свойства сердечной мышцы.Проводящая система сердца. Механические, звуковые и электрические проявления сердечной деятельности. Показатели сердечной деятельности: частота сердечных сокращений, систолический и минутный объем крови.Понятие о пульсе. Периферическое кровообращение. Факторы, обеспечивающие непрерывность движения крови по кровеносной системе. Линейная и объемная скорости кровотока.Особенности движения крови по венам и капиллярам. Кровяное давление. Факторы, определяющие уровень кровяного давления. Артериальное давление и его составляющие. Методы определения кровяного давления.Нервная и гуморальная регуляция работы сердца и состояние кровеносных сосудов. Изменение сердечной деятельности и кровообращения при мышечной работе. Перераспределение крови в организме.---------------------------------------------------------------------------------------------
Практические занятия
************************************************************************************************
Самостоятельные работы
- Тема 2.4. Дыхание.
Тема 2.4. Дыхание.
Значение дыхания. Этапы дыхания. Механизм дыхательных движений. Мощность вдоха и выдоха. Характеристики внешнего дыхания.Емкость легких и ее составляющие. Факторы, влияющие на величину жизненной емкости легких. Вентиляция легких. Минутный объем дыхания.Понятие о парциальном давлении. Газообмен легких и тканях. Перенос газов кровью. Кислородная емкость крови.Потребление кислорода в покое и при мышечной работе. Максимальное потребление кислорода, кислородный запрос, кислородный долг. Аэробная и анаэробная производительностиРегуляция дыхания. Нервно-гуморальный механизм регуляции. Произвольное изменение дыхания: задержка дыхания, гипервентиляция. Дыхание при мышечной деятельности.Практические работы
************************************************************************************************
Самостоятельные работы
- Тема 2.5. Пищеварение.
Тема 2.5. Пищеварение.
Значение и основные функции пищеварения. Значение работы И.П. Павлова в изучении процессов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту. Всасывание. Влияние мышечной работы на деятельность пищеварительного аппарата
************************************************************************************************
Самостоятельные работы
- Тема 2.6. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.6. Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и энергии – основное свойство живой материи. Сущность обмена веществ. Понятие об ассимиляции и диссимиляции.Химическая структура и химические превращения в организме белков, жиров и углеводов. Их биологическое значение. Значение обмена воды и минеральных веществ. Регуляция обмена веществ.Образование и расход энергии в организме. Методы измерения затрат энергии: прямая и непрямая калориметрия. Основной обмен. Энергозатраты при разных видах мышечной деятельности.Теплообмен. Значение постоянства температуры тела. Теплообразование и теплоотдача. Регуляция теплообмена. Особенности обмена веществ, обмена энергии и теплообмена при мышечной деятельности.Практические работы
************************************************************************************************
Самостоятельная работа
- Тема 2.7. Выделение.
Тема 2.7. Выделение.
Понятия о выделительных функциях. Общая характеристика выделительных процессов. Их значение в поддержании гомеостаза. Функции почек. Механизм мочеобразования и его регуляция. Химический состав мочи. Функции потовых желез. Влияние мышечной деятельности на функции органов выделения.
****************************************************************************************************************
Самостоятельная работа
- Тема 3.1. Основные закономерности управления движениями.
Тема 3.1. Основные закономерности управления движениями.
Понятие об управлении движениями. Роль центральной нервной системы и сенсорных систем. Функциональная система движений. Уровни построения движений. Двигательный навык: физиологическая основа, условия и фазы образования.
****************************************************************************************************************
Самостоятельная работа
- Тема 3.2. Физиологические закономерности и биохимические основы развития двигательных качеств.
Тема 3.2. Физиологические закономерности и биохимические основы развития двигательных качеств.
Общие физиологические механизмы развития двигательных качеств. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.Биохимические основы развития двигательных качеств.Теоретические материалы
***************************************************************
Практические работы
****************************************************************************************************************
Самостоятельные работы
Прикрепить фото - динамометрия правой и левой руки, планка.
- Тема 3.3. Физиологическая характеристика физических упражнений.
Тема 3.3. Физиологическая характеристика физических упражнений.
Общие физиологические закономерности влияния физических упражнений на организм. Гипокинезия. Физиологическая классификация физических упражнений. Принципы классификации.Стереотипные движения: физиологическая характеристика циклических упражнений максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.Физиологическая характеристика ациклических скоростно-силовых и собственно-силовых упражнений. Статические усилия и их воздействие на организм. Явление натуживанияФизиологические особенности упражнений, оцениваемых по качеству выполнения. Нестандартные движения. Физиологическая характеристика ситуационных упражнений (на примере спортивных игр).Теоретический материал
-----------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Практические работы
- Тема 3.6. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма.
Тема 3.6. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма.
Понятие о физиологической адаптации. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам. Срочная и долговременная адаптация.Понятие о физиологических резервах организма. Их виды. Влияние мышечной деятельности на резервы систем организма. - Тема 3.4. Физиологические основы развития тренированности.
Тема 3.4. Физиологические основы развития тренированности.
Тренировка как физиологический процесс. Понятие о тренированности. Физиологические основы развития тренированности.Физиологические показатели тренированности в покое, при стандартных и предельных нагрузкахЗадание: используя презентацию ,в тетради, составить конспект(высылать не нужно). В материале хорошо ориентироваться.
доп. материал https://lektsii.org/11-71462.html
-----------------------------------------------------------------------------------------------
- Тема 3.5. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности.
Тема 3.5. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности.
Предстартовое состояние. Регулирование предстартового состояния. Разминка: ее физиологическая роль. Врабатывание. Физиологические закономерности врабатывания.Устойчивое состояние: истинное и ложное. «Мертвая точка» и «второе дыхание». Утомление. Физиологические и биохимические основы утомления. Факторы утомления при различных видах мышечной деятельности.Восстановление и его закономерности. Ранние и поздние Фазы восстановления. Физиологическое обоснование средств восстановления организма после физических нагрузок.Задание Используя выше перечисленные (под темой) дидактические единицы создайте презентацию.
Критерии оценивания
1. полнота использования дидактических единиц
2. объем (12-15 слайдов)
3. оформление
4. качество теоретического материала
Пройдите онлайн тест, сделайте скрин результата и прикрепите к заданию
Пройдите онлайн тест, сделайте скрин результата и прикрепите к заданию
**********************************************************************************************************
Самостоятельная работа
- Тема 3.7. Физиологическая характеристика возрастных особенностей организма.
Тема 3.7. Физиологическая характеристика возрастных особенностей организма.
Основные закономерности роста, развития и старения организма. Возрастная периодизация. Паспортный и биологический возраст. Возрастные физиологические и биохимические изменения систем организма.Половое созревание. Физическое развитие и его критерии. Развитие у детей и подростков двигательных качеств. Физиологические особенности мышечной деятельности детей и подростков.Физиологические особенности спортивного отбора.Физиологические особенности людей пожилого возраста в связи с занятиями физическими упражнениями. Анатомо-физиологические особенности организма женщин.*******************************************************************************************************
Самостоятельная работа
- дополнительные источники информации
- Демо экзамен
- Экзамен
- Итоговое тестирование